Когда надо начинать работу по профориентации?

Нет однозначного ответа, в каком возрасте необходимо начинать профориентацию детей. Чаще всего о профориентации начинают думать в спешке, в 15-16 лет, когда пора поступать в вуз, но никто не понимает, в какой.

Актуальность и значимость развития ранней профориентации продиктована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, где прописано, что один из основных принципов дошкольного образования – это приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [1]. В разделах обязательных программ, предусматривающих знакомство детей с трудом взрослых, в основном с целью формирования трудовых навыков и умений, предлагается крайне ограниченный перечень профессий (в количестве от двух до двенадцати). В задачах не представлен как полноценный блок раздел «Игра» по формированию представлений о профессиях и деятельности взрослых. Следовательно, работа в этом направлении возможна только на уровне сквозной (обзорной) тематики.

В своей работе В.П. Кондрашов [3] обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей «образа – Я» дошкольника, определил условия, способы развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности  обучающегося и основные средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников в целом.

В своих исследованиях Е. А. Климов [4] рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Понятие «Игра» рассматривается автором относительно возрастной категории детей в возрасте от трех до шести-восьми лет и представлена как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности и как первое знакомство с конкретными профессиями.

Умения обучающихся шести-восьми лет определяются  как «готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия  на основе усвоенных знаний» [5]. К умениям относится одна из основных особенностей деятельности человека – способность изменять их структуру. В свою очередь, навыки, операции и действия являются составляющими умений. Важна последовательность их выполнения и сохранение при этом неизменности эталона конкретного результата. Умение отличается от навыка своей целостностью и всегда базируется на активной интеллектуальной деятельности, в то время как навык может быть сформирован ежедневными, многократными повторениями тех или иных действий, отдельных операций и быть одной из составляющих категории «умение». Наибольший интерес представляют  социальные и коммуникативные умения дошкольников, как будущие универсальные надпрофессиональные компетенции, например, «адаптация в новом (образовательном, деловом или социальном) пространстве». Составляющими этой надпрофессиональной компетенции являются следующие умения: слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить свою работу до конца, вступать в обсуждение, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях,  сосредотачиваться на своем занятии и многие другие. Значимо, что надпрофессиональные компетенции неэффективно развивать изолированно каждую отдельно от другой и в отрыве от непосредственной работы по развитию будущих профессиональных компетенций. Комплексный подход способствует качественному и количественному формированию набора необходимых профессиональных и надпрофессиональных компетенций. К надпрофессинальным компетенциям в зависимости от специфики компетенции могут относиться те или иные  умения и навыки.

Одной из главных задач ранней профориентационной работы –  формирование универсальных надпрофессиональных компетенций, способных пригодиться на протяжении всей жизни и в профессиональной деятельности. Такие универсальные умения и навыки  помогут сформировать стрессоустойчивость, обеспечат востребованность на рынке труда специалистов, способность работать в режиме многозадачности и владения инструментарием смежных профессий.

Список литературы

  1. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь­ного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министер­ства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — режим доступа: fgos.ru.
  2. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. Центр профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт образования». Авторы: В.И.  Блинов, И.С.  Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В. Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова, О.В. Яценко.
  3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие/ В.П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: [учебное пособие по специальностям 031000 «Педагогика и психология» 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика]. Изд. Академия, 2012. – 301 с.
  5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. Юн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 576 с.
  6. Вечер, М.В. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых», определяющих становление социального опыта обучающихся на примере соревновательного движения Чемпионата «KidSkills» в Санкт-Петербурге.